Центр истории и культурной антропологии
Институт Африки РАН
рус | eng

27 марта 2024 года Доклад д.и.н., чл.-корр. РАН Бондаренко Д.М. в рамках научного семинара "Культура и общество"

27 марта 2024 года в 13 часов в рамках семинара Центра истории и культурной антропологии «Культура и общество» состоялся доклад д.и.н., чл.-корр. РАН Бондаренко Д.М. «Неотрадиционализм и нациестроительство в постколониальной Африке».

В докладе было отмечено, что в ситуации постколониальности апелляция к историческому прошлому для конструирования национальной идентичности приобретает большое значение. Постколониальное государство имеет обширные возможности для манипулирования исторической памятью граждан во имя достижения национального единства. Использование исторической памяти приобрело особенно большое значение с 1980–1990-х гг. в связи со ставшим к этому времени очевидным провалом попыток скопировать основанные на европейских теориях и опыте модели политического устройства и потому с обращением к «неотрадиционализму» как идеологической основе, на которой можно пытаться сплачивать граждан вокруг власти в условиях порожденной колониализмом и многократно усиленной трансформациями постколониальной эпохи культурной эклектичности общественного сознания, коллективной картины мира. Колониализм изменил идентичности колонизированных, и сами апелляции к доколониальным идентичностям порождены колониализмом. В то же время неотрадиционализм коренится в неуничтоженности при колониализме, несмотря на все произошедшие в тот период колоссальные изменения, но трансформированности – отчасти просто искаженности, отчасти «осовремененности» – донациональных, досовременных социокультурных первооснов африканской цивилизации. Он проявляет себя в разных сферах и помимо осознанной политики государств, т.к. носители государственной власти просто эксплуатируют, направляя и усиливая, неотрадиционалистские тенденции в обществах, но не порождая сам феномен неотрадиционализма, поскольку во многих незападных вариантах модерна неотрадиционализм является атрибутом самих современных культур народов этих стран. Одно из следствий того, что неотрадиционализм – явление в постколониальных странах общекультурное, а не узкополитическое, заключается в том, что политическая демократизация в них, приводя к исчезновению одиозных проявлений неотрадиционализма в сфере властвования, не пресекает неотрадиционализм как таковой. Более того, как любое радикальное общественное изменение, демократизация выбивает людей из привычной жизненной колеи, лишает однозначности и определенности сознание индивидов и масс. И на этом фоне неотрадиционализм не только не исчезает, но, напротив, охватывает все более широкие слои населения. Неотрадиционные отношения, конечно, не вбирают в себя все многообразие типов отношений в социально и культурно очень многослойных постколониальных обществах. Однако нельзя не отметить, что сегодня они находят сферы воплощения в общественном сознании и практике, и даже просматривается тенденция к расширению этих сфер.

Полный текст доклада доступен по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/qURZWqBkRlT_qQ